Надольская Т.В., Столяров Ю.Н.
ДОКУМЕНТОЛОГИЯ
Слово документ как научный термин существует свыше ста лет. Им широко пользуются в делопроизводстве, архивоведении, библиотековедении, библиографоведении, информатике, науке об управлении, археографии, источниковедении, текстологии и ряде других сфер деятельности и научных дисциплин. Каждая из них вкладывает в термин документ собственный смысл. Особенно нагляден этот разнобой в терминологических стандартах, словарях статьях федеральных законов об информации, библиотечном, архивном, музейном, издательском деле, в Гражданском кодексе, ряде других официальных материалов.
Параллельно с термином документ в том же или близком значении используются термины информационный ресурс, ценная бумага, музейный предмет, вещественное доказательство, информационный продукт, информационная вещь и т.п.
По-разному определяется содержание понятия документоведения в информатике, документалистике, архивоведении и иных науках. Все это препятствует развитию обобщающих положений, равно значимых для всех дисциплин, оперирующих понятием Lдокумент¦.
Подобная ситуация сложилась в науках, для которых столь же значимо понятие Lинформация¦: информатика, философия, кибернетика, журналистика и др. Там выход из положения найден: предложено обобщающее понятие Lинформациология¦. Оно позволило ввести в научную орбиту данные, накопленные в самых, казалось бы, далеко отстоящих друг от друга науках и, интегрировав эти данные, получить качественно новое значение о природе информации и тем самым существенно углубить представление о ее сущности.
Представляется, что аналогично следует поступить и в данном случае. Обобщение сведений из всех наук, изучающих любой документ в каком бы то ни было аспекте, предполагается возложить на специальную научную дисциплину, называемую документологией.
В качестве учебного предмета документология должна рассматриваться как общепрофессиональная дисциплина для специальностей, связанных с документоведением, информатикой, библиотековедением, книговедением, памятниковедением, музееведением, архивоведением, документалистикой. Все эти дисциплины правомерно объединить в блок LДокументные коммуникации¦ или LДокументно-коммуникационные системы¦. При этом для специальности LДокументоведение и документационное обеспечение управления¦ должны преподаваться все дисциплины: документология (общепрофессиональная) и документоведение (специальная). Для специальности LБиблиотековедение и библиография¦ документология дополняется специальными библиотековедческими и библиографоведческими дисциплинами, специальности LКниговедение¦ v специальными книговедческими, начиная с книговедения и истории книги. По такой же схеме должно строиться преподавание и других учебных дисциплин документно-коммуникационного цикла.